Родителям о трудностях при сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение "Поведниковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Родителям о трудностях при сдаче ОГЭ и ЕГЭ

 

 

Дети перед экзаменом: тревожность полезная и вредная

Естественная реакция на стрессовую ситуацию неопределенности и ожидаемый экзамен – мобилизация сил организма. Предстоящая ситуация требует концентрации внимания, максимального извлечения из памяти заученного материала, готовности к неожиданностям, таким как недостаточно проработанный вопрос билета или дополнительный вопрос, находчивости, умения чутко улавливать реакцию экзаменатора и не пасовать при неудачах.  Такая продуктивная, мобилизующая тревога  подготавливает человека к деятельности и реализуется, исчерпывает себя в деятельности. Даже если она избыточно велика, она все равно уменьшается после совершения вызвавшей ее стрессовой ситуации.

В отличие от этого невротическая тревога непосредственно не обусловлена предстоящей деятельностью.

Так в чем же причина возникновения непродуктивной, невротической тревоги, если не в непосредственном и конкретном предвкушении неудачи? Есть основания считать, что у лиц, склонных к возникновению такой тревоги, предстоящий экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания. Возможность провала на экзамене становится для ребенка сигналом его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен - это уже не просто очередная проверка знаний, это препятствие, которое может оказаться непреодолимым и лишить человека уважения в глазах других людей и в собственных глазах. Если любая жизненная трудность бессознательно воспринимается как проверка на состоятельность, как испытание на прочность, на право чувствовать себя Человеком и при этом есть подспудное сомнение, удастся ли соответствовать высоким критериям, – тогда неминуемо возникает тревога, отражающая состояние отказа от поиска. Подлинные корни ее лежат глубоко – в раннем опыте неудач, и роль предстоящего экзамена, как и любой другой ситуации с неизвестным заранее результатом, в том, что он провоцирует память об этом опыте и делает его вновь актуальным.

         Этот сформировавшийся в детстве барьер не может быть преодолен в процессе подготовки к экзамену.

Дело, следовательно, не только в экзамене как внешнем препятствии – дело в этом самоощущении. Формируется замкнутый круг – все предыдущие капитуляции перед трудностями оживляются и пополняют опыт духовной капитуляции. И уже по большому счету несущественно, удалось ли сдать экзамен - ведь даже если все закончилось хорошо, у человека, заранее отказавшегося от борьбы, остается ощущение, что ему просто повезло, что он «проскочил», «попался легкий билет», словом, что этот успех обусловлен внешними причинами, а не внутренней способностью мобилизоваться и преодолеть препятствие. Опасение выглядеть в своих глазах недостойным уважения парализует поисковую активность и воспринимается как страх перед экзаменом. Понятно, что такой глубокий процесс не может завершиться просто вследствие завершения стрессовой ситуации – успешной сдачи экзамена. Прежде всего, надо справиться с чувством беспомощности.

Другой причиной возникновения невротической тревоги перед экзаменом может быть избыточная потребность в контроле над ситуацией. Именно она, не будучи удовлетворенной по внешним или внутренним причинам, приводит к повышению тревоги. Как бы ни был ученик хорошо подготовлен, на экзамене всегда сохраняется некоторая неопределенность исхода, зависимость от неконтролируемых обстоятельств и экзаменатора. Невозможность контролировать ситуацию, даже если она сама по себе складывается вполне благоприятно, может привести к чувству беспомощности, к отказу от поиска, к невротической тревоге.

 

Помощь родителей при подготовке детей к экзаменам

 

Для тревожащихся перед экзаменом детей особенно важно ощущение стабильности и надежности в положительном к ним отношении. Этим детям важно знать, что их любят безо всяких условий. Ведь если самооценка ребенка сильно зависит от оценки его результата, то любая ситуация презентации своих знаний становится для него тревожащей.

u Самооценку ребенка можно повышать похвалой. Но похвала должна быть искренней, конкретной и соответствовать усилиям ребенка. Причем хвалить можно не только за результат, но и  за приложенные усилия.

u Важно не предъявлять ребенку завышенных требований. Особенно, ели ребенку с трудом дается какой-то предмет. Лучше лишний раз помочь, оказать моральную поддержку, заметить даже небольшие достижения.

u Не унижайте ребенка, демонстрируйте уважение к нему. Ведь унижение разрушает самооценку ребенка и тем самым усиливает непродуктивную тревожность.

u В случае неудачи не подчеркивайте никчемность ребенка.

u Не высмеивайте страхи ребенка, не говорите, что «это все  - ерунда», так как ребенок может почувствовать, что его чувства не понимаются и не принимаются.

u Помогайте ребенку выработать конструктивное отношение к симптомам тревоги. Например, их можно переинтерпретировать, сравнив с предстартовым состоянием у спортсмена, которое нормально, естественно и подготавливает организм к соревнованиям.

u Ребенку будет очень полезен рассказ о вашем собственном опыте преодоления страха, тревоги.

u Развивайте у ребенка способность спокойно принимать некоторую неопределенность в жизни и готовность предпринимать определенные действия без стопроцентной гарантии успеха, то есть готовность к определенному риску.

u Развивайте у ребенка способность учиться на собственных ошибках, анализировать свои неудачи и удачи.

 

Чем Вы ещё можете помочь своему ребёнку в сложный период сдачи ОГЭ и ЕГЭ?

Вы можете:

v Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребёнка ситуацией неопределённости;

v Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы;

v Отказаться  от упрёков и  доверять  ребёнку;

v Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов;

v Участвовать в подготовке к ЕГЭ или ОГЭ;

v Обсудить, какой учебный план нужно повторить. Вместе составьте план подготовки;

v Вместе определить, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" - основная подготовка проводится днём, если "сова" - вечером;

v Провести репетицию письменного экзамена (ЕГЭ, ОГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли;

v Организовать РЕЖИМ  - именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ.

v Следить за тем, чтобы ребёнок регулярно делал короткие перерывы.

v Договориться с ребёнком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет во время спать.

v ПОСЛЕДНИЕ 12 ЧАСОВ ДОЛЖНЫ УЙТИ НА ПОДГОТОВКУ ОРГАНИЗМА, а не приобретение знаний.   

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»