Стили семейного воспитания и отношения родителей с подростком

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение "Поведниковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Стили семейного воспитания и отношения родителей с подростком

 

 

 

Взаимосвязь семейного стиля воспитания и взаимоотношений с подростком

 

Быть подростком тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей (В.Сатир).

Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность её заключается в срытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность заключается в том, что при всей своей её важности, родители её обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой информации.

Родителям необходимо знать и понимать внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

А родители крайне редко выдерживают такие испытания. И тогда происходят размолвки. Преобладающий стиль во взаимоотношениях с ребёнком в семье непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека (родителя) (А.С. Спиваковская). Рассмотрим, какое влияние оказывает та или иная форма сочетания родительских мотивов (обусловленных потребностями)  на реализацию деятельности воспитания, поскольку с особой силой это проявляется, когда ребёнок вступает в подростковый возраст. Итак:

v  Воспитание и потребность в эмоциональном контакте.

Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается «вставленной» в удовлетворение родительских потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом её удовлетворения. Чаще при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.

v  Воспитание и потребность смысла жизни.

Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Наиболее распространённая  форма удовлетворения потребности смысла жизни – это забота о ребёнке. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши» для своего сына – пятнадцатилетнего парня. В результате она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.

v  Воспитание и потребность достижения.

У некоторых  родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий или же потому, что сами они не были достаточно настойчивыми (или способными). Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает некоторые элементы эгоизма. Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание его возможности, интересы, способности, которые отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. Ребёнок ставится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить для себя любовь и чувство удовлетворённости у родителей. В этом случае он пойдёт ложным путём, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ним и родителями.

v  Воспитание как реализация определённой системы.

Организацию воспитания в семье по определённой системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и забот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой  и в силу разных причин доверившись ей, они сознательно и целеустремлённо приступают к её реализации.

Несомненно, у каждой из воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идёт лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая об индивидуальности  психического мира своего ребёнка.

v  Воспитание как формирование определённых качеств.

Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определённого для родителей качества. В этих случаях родитель строит своё воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделён этим «особо ценным» качеством. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребёнка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья – когда он находится в состоянии физического, психического и социального благополучия.

            «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильного сложившихся отношений в семье, и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка. Как правило, трудности детей, обостряющиеся в переходный период, служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и у ребёнка в известном смысле зеркально: для взрослого семья – производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи, поэтому что:

·         Семья – это первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов детей, в руководстве их социальным поведением, передаче им ценностей, убеждений и норм, свойственных данной культуре.

·         Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребёнка воздействует вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи.

Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

            Ребёнок особенно остро  в подростковом возрасте крайне нуждается в идеале, в образце для подражания, во взрослом человеке, на которого можно равняться. И если он найдёт его в своём ближайшем окружении – лучше, чтобы в одном или обоих из родителей, он вряд ли станет искать его на стороне. Однако это возможно лишь при наличии двух условий – необходимых, но, к сожалению, не всегда достаточных:

            Первое – это способность родителей быть эталоном для ребёнка, их личностная возможность завоевать уважение и доверие со стороны скептически и максималистски настроенного подрастающего поколения.

            Второе – правильно выбранный родителями стиль взаимоотношений с детьми.

Что касается сложностей подросткового возраста, то чтобы успешно пережить все приключения, приходящиеся на этот период, и родителям, и детям нужно хорошо представлять, как выходить из трудных или критических ситуаций.

И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдёт ли семья этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть только от того, что преобладает в ней – любовь или страх.

Как показывает мировая практика,

Даже очень трудные проблемы с детьми на этапе подростничества вполне разрешимы, если удаётся создать благоприятный климат общения в семье!

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»