Имя Пушкина всегда с нами!

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение "Поведниковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Имя Пушкина всегда с нами!

 

«МБОУ Поведниковская СОШ»

Учитель: Гусева Т.И.

 

Имя Пушкина всегда с нами!

 

Оборудование:

а) Портрет А.С. Пушкина,

-В нем русская природа,

русская душа, русский язык,

русский характер.

      Н.В. Гоголь

 

б) Что за прелесть эти сказки!

     Каждая есть поэма…

          А.С. Пушкин

 

в) Выставка рисунков к сказкам

 

г) Кроссворд

 

 

Кадры

а) Домик Арины Родионовны

 

б) Фотографии старой Москвы

 

в) отрывок из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

«Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный путь ты будешь постигать»

          А.С. Пушкин

 

Цели:

- познакомить с неповторимыми страницами биографии поэта, продолжить знакомство с поэзией А.С. Пушкина;

- обобщить и расширить значения учащихся о творчестве А.С. Пушкина;

- выявить насколько учащиеся знакомы с его стихами и сказками;

- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина

 

Первая ведущая

                      Пушкин Александр Сергеевич!

Это имя сопровождает нас с раннего детства. Еще не умея читать, мы повторяли со слов мамы или бабушки про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах или про умную золотую рыбку из синего – синего моря.

 

Вторая ведущая

В школьные годы к нам приходит чудесный мир его стихов. Как много в них тепла, сердечности. Мы чувствуем запах и вкус поэзии русского языка. Они звучат как музыка.

 

Чтец

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово.

 

2 чтец

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

 

3 чтец

Его называли солнцем русской поэзии.

Так ярок был его талант,

Так тепл и ласков,

Так необходим людям.

 

4 чтец

Москва! Как я люблю тебя!

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

 

5 чтец

В семье Пушкиных было трое детей. Александр был средним. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям Пушкиных наняли гувернеров- иностранцев. Отец разрешал детям пользоваться своей библиотекой. Маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги сделали свое дело. «Чтение-вот лучшее учение»-любил говорить поэт.

 

6 чтец

Благодаря книгам Пушкин в совершенстве знал французский язык, литературу. Но в отличии от других дворянских детей, он был тесно связан  с русской народной жизнью и рано услышал местную русскую речь.

 

Первая ведущая.

В детстве рядом с ним были простые люди: дядька Никита Козлов и няня будущего поэта Матвеева Арина Радионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме. Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Радионовна не была обучена грамоте. Ее руки привычны были к веретепу, а не к перу. Это была старушка в богатой душой, «наперсница волшебной страны». В зимние длинные вечера няня рассказывала Пушкину сказки. Валил снег, пела вьюга в печных трубах – и сказочный мир народных сказок расцветал вокруг поэта. Александр Сергеевич любил няню всем сердцем, она была его первой музой, ей в Михайловском поэт любил читать свои произведения

 

7 чтец

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты над окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь,

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

 

Вторая ведущая

Низкий поклон тебе, няня Арина Радионовна!  Это твои сказки подарили нам царя Салтана, мертвую царевну и семь богатырей, прекрасную царевну Лебедь, смешливого Балду.

 

8 чтец

«У лукоморья дуб зеленый» (чтение  отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»)

 

 

И так, давайте вспомним, какие сказки наговорил кот А.С. Пушкину и сколько их? (учащиеся называют сказки, их 6)

 

Инсценировка отрывка из «Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица –

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы  я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для  батюшки царя родила богатыря».

-Отрывок из какой сказки увидели?

-Кто может продолжить?

В этой же сказке Пушкин описывает такое диво:

Ель  в лесу , под елью белка,

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые…

(Все скорлупки золотые)

Одним непростым орешком с нами поделись белочка

(Из орешка достать вопросы)

1. Какие три дива были у царя Гвидона? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

2. В кого превращался князь Гвидон посещая царя Салтана?

(в комара, муху, шмеля)

3. Какую песню белочка пела грызя золотые орешки?

(во саду ли, в огороде)

4. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю?

(бочка)

5.Что делал сказочник у царя Гвидона?

(мед, пиво пил)

 

 

Вопросы из бочки.

Герой какой сказки Пушкина восклицает:

«Горе мне, попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!»

         (Сказка о золотом петушке». Царь Додон)

 

Сколько было сыновей у царя Додона?

           (2)

Кто и как предупреждал царя Далона об опасности?

         (Петушок. Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку)

2. Кому принадлежат слова:

-Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя корчить!

        (Балда. «Сказка о попе и работнике его балде»)

-На какую работу нанял поп Балду?

         (Повар, конях, плотник)

-За какую плату должен был работать Балда?

            (3 щелчка)

3. Кто произносил эти слова и к кому они обращены?

Я ль на свете всех милее?

            (Царевна – мачеха, обращаясь к зеркалу)

-Кого спрашивал Елисей о своей невесте?

             (Солнышко, месяц, ветер)

 

 

Просмотр отрывка из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Какими словами начинается сказка?

-Сколько лет прожил старик со своею старухаю у самого синего моря?

-Сколько раз он забрасывал невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?

-С чем он вынимал невод из моря?

(Тиной, травою, рыбкой)

-Мы знаем, что в этой сказке Пушкин использовал много прилагательных. - Почему?

-Давайте вспомним, какие прилагательные он  употреблял  в словосочетании с существительными?

            (Дети дополняют)

(Вывести на экран)

Землянка                                  ветхая

Море                                       синее

Корыто                                    старое

Трава                                        морская

Откуп                                       дорогой

Ворота                                      дубовые

-А как вы думаете, может ли прилагательное, обозначать внутреннее качество человека?

-Верно! А.С. Пушкин использовал это в своих сказках

-Какой он называет бабу

           (сварливой)

Стража -  грозная

Слуги - усердные

Какие выражения из этой сказки стало крылатым?

          «Остаться у разбитого корыта»

 

 

Первая ведущая

Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалование за свои литературные произведения. Его имя носит город, площади и улицы, театры, парки, библиотеки.

 

Вторая ведущая

Имя Пушкина незабываемо. Его стихи звучат ежегодно в начале июня во всех местах, где он бывал.

 

Учитель

Заканчивается наш праздник, я хочу вас спросить: какое открытие для себя каждый из вас сделал сегодня?

-Я очень хочу, чтобы вы еще  больше полюбили поэзию Пушкина, она ведет нас в большой и необъятный мир искусства. Мир его поэзии тесно связан с миром живописи, музыки, народным творчеством.

Читайте Пушкина! Читайте о Пушкине! И пусть никогда не зарастет «тропа» к этому великому поэту-Александру Сергеевичу Пушкину!

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»