Проект "МЫ"

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение "Поведниковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Проект "МЫ"

 

Комплексная инновационная программа социально-культурной

и языковой адаптации детей мигрантов и их семей

«Мы».

 

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка из семьи мигрантов.

Процесс глобализации остро ставит перед мировым сообществом вопрос о продуманной политике в области интеграции и адаптации мигрантов. Миграционная политика в современном мире является неотъемлемой частью общей социально-демографической политики государства. Миграция затрагивает все сферы общественной жизни, влияет на перспективы устойчивого социально-экономического развития государства, сохранение стабильности, обеспечение национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина.

Фактором, определяющим актуальность поставленной проблемы, является расположение МБОУ «Поведниковская СОШ» - в микрорайоне с пестрым социальным составом. Микрорайон находится  в сельской  местности около МКАД. Район формировался как местожительство  рабочих близлежащих санаториев, а так же недалеко расположенного строительного рынка деревни Грибки, Мытищинской ярмарки. Данный  социальный слой характеризуется низким заработком и низким социальным статусом. Микрорайон характеризуется возможностью съема недорогого жилья вблизи с местом работы, что привлекло мигрантов из ближнего зарубежья. 

Самыми незащищёнными при смене места жительства оказываются дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс социализации для которых имеет свою специфику. У детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этничностью, чувство униженности, ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать. Эти проблемы не могли не отразиться на школе. Образовательное учреждение столкнулось с проблемой: при увеличении набора в  классы появилось значительное количество учащихся-мигрантов. В настоящий момент в школе обучаются учащиеся 16 национальностей.

В современном мире задача образования – это воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только не является родным, но и не был языком изучения. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие: сложность изучения учебного материала, трудности в общении со сверстниками и учителями, проблемы в адаптации.

Таким образом, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.

Для решения вышеперечисленных проблем коллектив МБОУ «Поведниковская СОШ» решил создать комплексную программу, которая будет направлена на культурно-языковую, социально-психологическую адаптацию и интеграцию детей мигрантов. Программу было решено назвать-«МЫ» (далее – Программа). Данная программа включает  в себя социально-психологическую адаптацию,  психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.

В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит комплексная, многосторонняя модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются:

1.   Языковая и учебная адаптация. Целью является достижение продуктивности владения языком, так же усвоение норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок.

 2. Психолого-педагогическая адаптация.  Работа с детьми мигрантов включает в себя систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Отражает процессы межличностных взаимоотношений с одноклассниками, другими учащимися школы; способствует социопсихологической адаптации и интеграции детей мигрантов.

3. Социокультурная адаптация.  Развитие культурно-языковой адаптации, развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам.

Цель нашего проекта: создание условий для формирования в школе социально-психологической среды, способствующей культурно-языковой и социопсихологической адаптации и интеграции детей мигрантов, а также содействующих приспособлению детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новой стране, их мягкой интеграции в общество.

Задачи проекта:

-Обучение русскому языку как неродному.

-Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.

-Знакомство с культурно-историческими особенностями страны;

-Формирование культурной компетентности обучающихся.

-Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.

-Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов;

-Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.

-Включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Качественные: создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант–ребенок, носитель русского языка), снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы.

Количественные: - Увеличение до 100 % количества учащихся мигрантов, которым чаще всего понятен весь пройденный материал.

- Увеличение доли учащихся мигрантов, занимающихся в кружках, секциях, факультативах в школе. 

- Увеличение доли учеников, уверенных в позитивном отношении к ним школьного окружения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

 Основные направления деятельности:

Деятельность по Программе осуществляется в форме реализации отдельных проектов, решая задачи Программы. 

I направление: Учебная адаптация.

Проект «Русский язык – язык для мира и добра»

Проект направлен на обеспечение для детей-мигрантов равных образовательных возможностей в освоении программы; достижение овладения языком как средством межличностного общения; приобретение знаний о культуре страны; развитие речевых способностей и умения общаться. Проект состоит из 2 блоков, разделов.

1.Программа индивидуально-групповых занятий «Научите меня говорить правильно». Для  учащихся 1-4 классов.  Программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А. Для учащихся 5-8 классов. Программа составлена на основе УМК О. Н. Каленкова, Т. Л. Феоктистова, Е. В. Менчик: «Учимся в русской школе».

2.   Программа кружка  «Русский язык-язык мира и добра».

 

Проект «Я гражданин России» в рамках преподавания внеурочной деятельности в начальной школе.

Проект «Духовный мир человека» в рамках преподавания духовно-нравственного компонента во внеурочной деятельности в средней школе. Проект разработан  на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. Авт. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др. Проект направлен на формирование представлений учащихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений. 

II направление: Социально-психологическая адаптация.

Проект «Дорогою добра»

Проект направлен на формирование высоконравственных, творческих компетенций, нравственных ориентаций учащихся, на развитие социального интереса, воспитание компетентного гражданина России, воспитанный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

III направление: Культурная адаптация.
Проект «Наследие»

Проект направлен на развитие общей  системы нравственных ориентиров. Нравственные ориентиры есть там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. В рамках этого проекта проводится, например, работа учащихся в качестве экскурсовода в школьном кабинете краеведения. Проведение фестиваля национальных культур, который дает каждому ребенку семьи мигрантов рассказать о своей родине, ее традициях и культурном наследии.

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2016-2019 годов.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МБОУ «Поведниковская СОШ» укомплектована всеми необходимыми кадрами. Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации детей и семей мигрантов на 2016-2019 гг.: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники.

Требуемые компетенции: уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности; уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность; уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Для работы по направлению «Учебная адаптация»  приобретены пособия: «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А., «Учимся в русской школе». О. Н. Каленкова, Т. Л. Феоктистова, Е. В. Менчик и другие.

Используется мультимедийное и интерактивное оборудование.

Документы к проекту:

Комплексная инновационная программа социально-культурной

и языковой адаптации детей мигрантов и их семей

«Мы»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по курсу внеурочной деятельности «Духовный мир человека»

 Проект «Наше наследие»

Проект «Дорогою добра»

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»