Работа с родителями

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение "Поведниковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Работа с родителями

 

Работа с родителями

В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей.

                                                                        В. А. Сухомлинский

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

 

 

Программа работы с родителями обучающихся МБОУ «Поведниковская СОШ»

Цель работы:

1.     Создание единой образовательной среды в школе и семье.

2.     Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив.

Основные задачи:

1.   Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности   школы на основе нормативных документов.

2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3.   Формирование здорового образа жизни в семьях.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5.   Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6.  Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Формы работы: родительские собрания, «Круглый стол», конференции, дискуссии, совместные коллективные творческие дела, дни открытых дверей, тренинги, организация проблемно-деятельностных игр, родительский комитет.

Содержание работы школы с родителями:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Ожидаемые результаты

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.

План работы с родителями на 2017-2018 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Участие родителей в управлении

Работа общешкольного родительского комитета.

В течение
года

Директор школы
Заместитель по ВР

Работа классных родительских комитетов.

В течение
года  

Классные руководители

Университет психолого- педагогических, нравственно-правовых знаний для родителей

Родительский всеобуч

По планам
классных руководителей

 

 

Классные руководители

 

Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой школы (устав, локальные акты, образовательные программы школы).

По спец. плану

Администрация школы.

 

Собрание для родителей будущих первоклассников. Подготовка детей к школе.

По спец. плану

 

Администрация школы, классные руководители

Классные родительские собрание.

По окончанию каждой четверти

Администрация школы, классные руководители

Общешкольные родительские собрания.

По спец. плану

Администрация школы, социальный педагог, психолог.

Ознакомление с проектом федерального закона «Об образовании»

 

Администрация школы, социальный педагог,

Профилактическая работа с учащимися школы.

По спец. плану

Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН.

Организация внеурочной деятельности школы.

В течении года

Классные руководители, учителя технологии, физического воспитания, искусства, зам. по ВР

Отчеты групп дополнительного образования.

По окончанию каждой четверти

Учителя – предметники, зам. по ВР

День открытых дверей для родителей.

В течение года

Администрация школы, классные руководители, учителя – предметники.

Консультации учителей-предметников для родителей 9-11 классов по подготовке ГИА

В течение года

Администрация школы,

Учителя - предметники

Анкетирование родителей

В течение года

Заместитель по ВР,
социальный педагог, классные
руководители, психолог

Участие родителей во внеклассной работе

Традиционные праздники в классах     

 В течение
года

Классные руководители, родители.

Общешкольные праздники:

·  День Знаний;

·  День Учителя;

·  День школы;

·  День Матери;

·  Вечер встречи с выпускниками школы;

·  23 февраля;

·  8 марта;

·  День открытых дверей школы;

·  9мая День Победы;

·  День семьи;

·  Последний звонок;

·  Выпускной вечер.

 В течение года

Классные руководители, родители, зам. по ВР

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.

В течение
года

Классные руководители, учителя – предметники, родители,зам. по УВР, ВР.

Организация дополнительного образования в школе (руководители школьных кружков)

В течение
года

Классные руководители,зам. директора по ВР

Совместное участие в творческих конкурсах, проектах

В течение
года

Классные руководители, учителя – предметники, зам. по УВР, ВР.

 

 

Совместно с   родителями, педагогический коллектив школы МБОУ «Поведниковская СОШ» пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была, есть и останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй обучающегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

Изучение условий семейного воспитания.

Составление характеристик семей обучающихся.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие с родительским комитетом.

Совместная деятельность родителей и обучающихся.

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

- чтение книг совместно с ребенком;

- выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

- участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;      

- проведение дней здоровья;

- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми.

 

  

 

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.  Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями — предметниками, администрацией.

 

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, инспектора ГИБДД, ПДН и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

            

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы:

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классные руководители нашей школы проводят лекции для родителей по темам: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей и т.д.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания.

 

Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

 

 

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это концерты, посвященные Международному женскому дню 8 марта, вечера «Встреча с профессией», концерты художественной самодеятельности, конкуры, соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

   

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании обучающихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий обучающихся.  Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

   

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов.

Однозначно, что без участия родителей обучающихся вся эта работа будет неэффективной.

 

Большую часть дня обучающиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи обучающихся.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей — норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Анализ воспитательной работы показал, что в настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; общешкольные и классные  мероприятия  с участием родителей; индивидуальная работа. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление нашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

- педагогическому такту и этике взаимоотношений;

- педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

- педагогическому просвещению родителей;

- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

- единству требований школы и семьи.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»